В 1970 году французский биохимик, лауреат Нобелев-ской премии Франсуа Жако написал интересную книгу «Логика живых организмов», в которой утверждает, что у живого организма есть только две возможности - или размножиться, или погибнуть. Способность к размно-жению является главным критерием жизни и основной целью.
Вся организация живого существа подчинена стремле-нию к репродукции. Чего могут желать бактерия, амеба, папоротник, как не создания двух бактерий, двух амеб. множества папоротников?... Живые существа обитают сегодня на Земле только потому, утверждает автор, что другие живые существа неустанно, в течение мил-лиардов лет размножались...
А потом все началось, как в прекрасной сказке, с рож-дения человека. И совершенно неизвестно, в какой период истории человечества появилась любовь. Но куда ни по-смотри - на доисторические наскальные рисунки, на скульптуры в местах древних захоронений - повсюду встречаются пары в более или менее интимных ситуа-циях. Например, на острове Ивиса (Средиземное море), в археологическом музее я увидела статуэтки богини Астарты и ее партнера, найденные в одном из могиль-ных склепов трехтысячелетней давности. Оба они - и Астарта и ее господин (как я его в шутку прозвала) - имели вид потрескавшихся вазонов-кувшинов с малень-кими горлышками-головками, на которых были выдавлены (потому что это еще нельзя назвать резьбой) по паре глаз и губ. У одной из фигурок были заметны две маленькие выпуклости, которые их обладательница под-держивала руками, сделанными из глиняных валиков. Господин Астарты такой же глиняной рукой держал свой членик, непропорционально маленький по сравнению с мощным пухлым телом.
Они стояли рядом в витрине музея, и их лица излучали радость и удовлетворение, а глиняные руки недвусмыс-ленно указывали на источники этого удовлетворения.
На этрусских надгробьях - тоже пары, но уже в изыс-канных драпированных одеждах, с затейливыми причес-ками, с выражением достоинства и печали на лицах, как и подобает надгробным изображениям. Однако и здесь можно заметить проявления чувства: порой он, наклонив-шись к ней, держит руку на ее плече или они лежат рядом, покрытые общим саваном. Явно видно, что они близки друг другу...
Найдены надгробные фигурки перуанских инков доколумбовой эпохи, изображающие любовь, способную пере-жить смерть: женщина нежно обнимает своего умер-шего мужа. На скульптуре отчетливо видно, что человек мертв. Впрочем, кто их поймет, этих инков, ведь у этого народа были довольно жестокие нравы. Может быть, жи-вых вдов укладывали в гроб к мертвым мужьям, как индийских - сжигали на костре на могиле мужа. Но что нам стоит вообразить, будто это трогательная любовь соединяла женщину с умершим.
Так постепенно, с течением сотен и тысяч лет, из при-митивного стремления к сохранению вида рождалась любовь - художественная оправа для материнства.
Многие века рождение ребенка было радостным мо-ментом для родителей и для всего племени, поскольку оно преумножало богатства, увеличивало число рук, необходимых для работы, усиливало значение рода, затем княжества и государства. Наконец, пришли ны-нешние времена, когда источники достатка и питания на-чали постепенно истощаться, а многочисленные дети ста-новиться порой непосильным бременем для семьи. Жизнь естественным образом регулировала этот процесс. Такие бедствия, как голод, войны, эпидемии, в десятки раз сокращали народонаселение, снижали чрезмерный естест-венный прирост, превосходящий возможности пропитания и создания людям необходимого прожиточного уровня.
Одновременно наука для блага человечества создавала лекарства, например вакцины для прививок, обеспечиваю-щие здоровье людям. Итак, наконец, появилась необ-ходимость индивидуального регулирования рождаемости. Не случайно в XX веке возникла Международная феде-рация планирования деторождаемости, хотя еще у древних египтян, греков, римлян и еще более старых народов наряду с разнообразными врачебными советами встре-чаются описания противозачаточных средств, которые можно было изготовить в тех условиях.
Известно, например, что жительницы Древнего Рима вкладывали во влагалище в целях предохранения от беременности дольку лимона или небольшую губку, пропи-танную густым рисовым отваром. В древнегреческих рукописях уже встречаются упоминания о презервати-вах, делавшихся из рыбьих пузырей. Изменяющиеся условия жизни диктуют и определенные правила пове-дения, к которым люди вынуждены приспосабливаться.
Ввиду роста материальных затруднений и недостатка продуктов питания в Европе после первой и второй миро-вых войн началось промышленное производство более или менее надежных и безопасных для здоровья противоза-чаточных средств. С момента же изобретения современ-ного презерватива, влагалищного колпачка, кольца, а за-тем триумфального появления на мировой арене противо-зачаточной таблетки признано, что данный вопрос нако-нец решен.
Я помню времена, когда мы в Польше основывали Общество сознательного материнства, а во всем мире раз-давались восторженные голоса, воспевающие приход «зо-лотого века», который дал возможность провести грани-цу между материнством и сексом. Это сулило много пре-красных вещей. Нежелательная беременность уже не стра-шила женщин, которые, как до тех пор одни лишь муж-чины, получили абсолютную сексуальную свободу. Одна-ко, к сожалению, слишком быстро выяснилось, сколь «тщетны человеческие надежды в сравнении с теми пред-начертаниями, которые выписаны на небе огненными зна-ками Всевышним», как хорошо сказал когда-то Болеслав Прус.
Возможность отделения секса от деторождения пол-ностью изменила отношения между мужчиной и женщи-ной, и, что особенно печально, - в большинстве случаев вовсе не в пользу последней. Шведское законодательство, которое одним из первых ввело в основы воспитания чуть ли не дошкольников вопросы секса, включая знаком-ство с противозачаточными средствами, создало весьма затруднительное положение.
Слишком раннее установление сексуальных контактов, практически еще до развития половой зрелости (в шест-надцать-семнадцать лет), привело к полному отрыву
секса от чувств и разбудило лишь половые инстинкты, ни в каком смысле не связанные с любовью. Любовь, надолго соединяющая двоих, испарилась в процессе этого примитивного «осчастливливания» друг друга, а вслед за тем ослабели брачные узы, равно как и жела-ние иметь детей, поскольку они ограничивали свободу в смене партнера и бесконтрольных выбросах сексуальной энергии.
Наверное, это не единственная причина уменьшения естественного прироста населения в скандинавских стра-нах, но я убеждена, что ослабление существовавших до того времени тесных связей между любовью, сексом и материнством способствовало этому в весьма значитель-ной степени.
Когда я размышляю на эти темы, мне на память при-ходят разные, иногда даже весьма наукообразные труды, писавшиеся на всех языках, о том, как нам будет хорошо, когда снизойдет на нас благодать в образе секса без всяких обязательств.
Как нередко бывает в истории науки и культуры, маятник прогресса слишком сильно качнулся в одну сто-рону, отметая общественные и мировоззренческие пред-рассудки, которые превращали женщину в машину для деторождения. Но за этот «прогресс» была заплачена слишком высокая цена, вместе с водой выплеснули ребен-ка - были утрачены ключи к любви.
Прошло уже несколько десятков лет с момента ра-достного провозглашения сексуальной революции, но в человеческих отношениях все отчетливее ощущается, что допущен перекос.
Даже в Польше, где всякого рода изменения обы-чаев, традиционных укладов проходят в менее бурных формах, чем на Западе, сексуальное псевдовоспитание принесло немало вреда.
Противозачаточные средства, - пишет Ролло Мэй,- так же, как все новые машины и приспособления, могут расширить границы свободы нашего выбора. Но данная свобода вызывает в свою очередь тревогу и беспокойство, так как она проявляется в отношении секса и любви. По мнению доктора Сеймура Халека, руководителя отдела психиатрии студенческой службы здоровья университета в американском штате, Висконсин, часто для девушек от-ветить «нет» означает доставить себе слишком много хлопот, что, по их мнению, теперь лишено смысла; сказать же «да», «нет вопроса» - это способ избежать лишнего беспокойства. Не поставлены ли противозача-точные средства на службу отчуждению людей, нераз-борчивому отношению к сексу? Половой акт, в котором заложена такая мощь и сила и который способен так влиять на личность и ее качества, не может быть безна-казанно опошляем и унижаем. Ведь при этом соверша-ется насилие над нашей сущностью, вернее, над самой Природой.
Польская молодежь с момента, когда исчезла опас-ность нежелательной беременности и связанных с этим осложнений, тоже весьма заинтересовалась «передовыми» западными образцами и попыталась усвоить стиль и правила свободной сексуальной жизни; но это не стало тенденцией столь массовой, как за пределами Польши.
Тем не менее я думаю, стоило бы проанализировать и те перспективы, которые открывают противозачаточные средства любящим супружеским парам. Совершенно оче-видно, что супружеской любви мало способствовал вечный страх перед нежелательными последствиями, и поэтому жена, и без того усталая и измученная жизнью, пере-ставала быть полноценным партнером своего мужа. Слишком частые роды отрицательно сказывались на ее самочувствии и здоровье, а страх очередной беременности вызывал ужас перед физической близостью. Правильно используемые средства предохранения вернули женщине спокойствие и надежду на любовь без стрессов и страхов. «Секс с применением противозачаточных средств может привести, во всяком случае во многих ситуациях, к воз-никновению поистине прочной, гармоничной интимной связи. Перед нами стоит задача показать смысл такой связи»,- подытоживает свои размышления Ролло Мэй.
В первом издании своей книги «Искусство любви» я, будучи глубоко убежденной в правоте своих слов, утверж-дала, что предупреждение беременности лежит в основе сексуальной культуры, что эта культура только в том случае может стать частью жизни двух людей, если ей не угрожает необходимость принятия драматических реше-ний относительно процедуры прерывания беременности (в случае, если семейная и супружеская ситуации настоя-тельно требуют этого). Такие решения нередко уничто-жают атмосферу любви и доверия между супругами.